ЭКОТОК Альтернативная энергетика ветряки солнечные батареи тепловые насосы электромобили биотопливо энергосбережение  спецтехника автомобили строительство выставки eco technology
 
 

Развитие законодательной базы по возобновляемым источникам энергии в России

Сегодня много говорится о необходимости скорейшего принятия нормативно-правовых актов, способствующих повышению энергоэффективности российской экономики и более широкому применению возобновляемых источников энергии.



Первые шаги российского Правительства в направлении развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ) были сделаны с внесения поправок 4 ноября 2007 г. в Федеральный закон N35 “Об электроэнергетике”, в которых было введено понятие “возобновляемых источников”, названы источники энергии, которые государство относит к возобновляемым, обозначены основные направления, принципы и методы поддержки ВИЭ, а именно:
• Выпуск сертификатов, подтверждающих определенный объем генерации на основе возобновляемых источников, с последующим погашением
• Установление надбавки к равновесной цене оптового рынка для генераторов на основе ВИЭ
• Установление обязательного объема потребления электроэнергии, произведенной на основе ВИЭ, для покупателей на оптовом рынке.

Функции регулирования, сертификации и контроля передаются “Совету рынка”. Этот законодательный акт является базовым для всех последующих законодательных инициатив, однако, не останавливается подробно на вопросах механизмов поддержки. Для целей развития правовой базы по вопросам механизмов поддержки, в 2008 г. было принято 2 документа.

Это постановление Правительства РФ N426 от 3 июня 2008 г. “О квалификации генерирующего объекта на основе возобновляемых источников энергии”, которое определяет генерирующий объект, имеющий право на государственную поддержку. Этим правом обладает генератор, при условии его соответствия следующим критериям:
• Функционирование на основе исключительно возобновляемых источников или в режиме комбинированного использования возобновляемых и иных источников энергии
• Нахождение в эксплуатации
• Присоединение к электрическим сетям сетевой организации и наличие необходимых средств измерения
• Выполнение с помощью генератора целевых показателей.

Кроме этого в документе оговаривается механизм взаимодействия с “Советом рынка” и подтверждения статуса объекта, как классифицированного функционирующим на основе ВИЭ.

Другой документ – Приказ Минэнерго от 17 ноября 2008г. N187 “О порядке ведения реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии” устанавливает систему выпуска и возмещения сертификатов, подтверждающих генерацию на основе возобновляемых источников. А также устанавливает для различных источников энергии сертификаты разного вида, в целях большей гибкости системы стимулирования. Срок действия сертификатов установлен в размере 3 лет. Орган, ведущий реестр – “Совет рынка”.

8 января 2009 г. принят один из наиболее важных на сегодняшний день документов – Распоряжение Правительства N1-р “Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 г.”, устанавливающий принципы государственной политики, комплекс мер по развитию и целевые показатели (показатель в 4,5% электроэнергии на основе ВИЭ к общей генерируемой энергии к 2020 г.).

Однако до сих пор не решены вопросы о:
• характере сертификатов (ценная бумага или просто документ, гарантирующий какого-либо рода преференции)
• размере надбавок и источниках их финансирования
• размере квот для предприятий по потреблению электроэнергии, произведенной с использованием ВИЭ
• участии государства в сооружении объектов.

Таким образом, на сегодняшний день правовая система в области стимулирования развития ВИЭ энергии выглядит следующим образом:


Можно отметить, что существующая система уже обретает свои контуры, однако, дальнейшие решения Минэнерго могут довольно существенно повлиять на окончательный вариант схемы поддержки генерации на основе ВИЭ. Это связанно, в основном, с декларативным характером принятых документов.

В связи с этим, AEnergy.ru планирует в последующих материалах представить свое видение поддержки развития альтернативной энергетики в России и подробно остановиться на рассмотрении надбавок к цене оптового рынка и системы “зеленых сертификатов”.

Альтернативная энергия, экология, энергосбережение, тарифы, генерация, законодательство

Артем Чуриков

 
 
Добавление комментариев временно отключено!