ЭКОТОК Альтернативная энергетика ветряки солнечные батареи тепловые насосы электромобили биотопливо энергосбережение  спецтехника автомобили строительство выставки eco technology
 
 

Перспективы внедрения “зеленых сертификатов” в России

Методы государственного стимулирования развития альтернативной энергетики


Проанализировав возможные методы государственного стимулирования развития альтернативной энергетики можно придти к выводу, что оно невозможно без внедрения системы “зеленых сертификатов”; должно осуществляться поэтапно, быть максимально гибким и ориентироваться на малый и средний бизнес. На данном этапе перспективно государственное сертифицирование генераторов на основе возобновляемых источников энергии, с последующим предоставлением налоговых льгот, надбавок и компенсаций.

25 июня 2009 г. в Москве состоялся заключительный семинар финансируемого ЕС проекта, направленного на оказание поддержки российским властям в разработке законодательной и регулирующей базы для развития возобновляемых источников энергии в России. Проект с бюджетом 2 млн евро осуществлялся в 2007-2009 гг. консорциумом европейских компаний. Российским партнером проекта является Министерство энергетики РФ. Проект реализовывался компаниями ICF International (Великобритания), COWI A/S (Дания), ИГПЭЭ (Россия).

Необходима скорейшая разработка нормативной базы, стимулирующей генерацию электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ) с использованием системы “зеленых сертификатов”. Ценой бездействия может стать непреодолимое отставание российской электроэнергетики от ведущих мировых аналогов по параметрам энергоэффективности, экологической безопасности и стоимости генерации электроэнергии.

Зеленые сертификаты

Распоряжение правительства от 8 января 2009 г. №1-р, о котором говорилось в прошлой статье, ставит задачу к 2020 г. достигнуть показателя в 4,5% генерации электроэнергии на основе ВИЭ, от общей генерируемой электроэнергии и предполагает несколько методов развития альтернативной энергетики.

Один из инструментов, комбинирующих эти методы, и активно обсуждаемый в Минэнерго РФ – “зеленые сертификаты”. Это сертификаты, подтверждающие генерацию определенного объема электроэнергии на основе ВИЭ. Обычно такой сертификат подтверждает генерацию 1Мвт•ч. Ниже представлена упрощенная схема использования таких сертификатов как ценной бумаги (то есть с использованием биржевой площадки):


От системы зеленых сертификатов, при поддержке альтернативной энергетики со стороны государства в том или ином виде, все равно не уйти, так как необходима сертификация именно “зеленой” энергии на стадии ее генерации. В последующем, ни потребитель, ни сеть не могут определить характер произведенной энергии, и создание системы стимулирования становится невозможным.

Можно выделить следующие цели, для достижения которых уместно использование системы зеленых сертификатов:
1. Оценка объемов генерации и использования энергии, произведенной с использованием возобновляемых источников.
2. Раскрытие информации о видах топлива, участвующих в генерации на основе ВИЭ с использованием производителями маркировок.
3. Использование зеленых сертификатов для целей развития добровольных обязательств корпораций. Компании, работающие на рынке и осознающие свою социальную ответственность, добровольно покупают зеленые сертификаты у производителей электроэнергии и отражают эту информацию в годовой отчетности.
4. Использование сертификатов в схемах поддержки возобновляемых источников (например, обязательные квоты потребления энергии от альтернативных источников, финансовая помощь производителям энергии на основе ВИЭ, пропорционально объему произведенной энергии). Сертификаты могут быть источником выручки для таких компаний или просто документом, подтверждающим льготу или компенсацию. Льготы предоставляются как поставщикам, так и потребителям (в зависимости от числа предоставленных сертификатов). Перспективным представляется создание рынка, с помощью которого потребители, не имеющие физической возможности покупать сертификаты напрямую от генератора, могут приобрести их на рынке. В случае несоблюдения условий могут применяться штрафы. Объем штрафов влияет на ценообразование на рынке зеленых сертификатов и может быть действенным механизмом его регулирования со стороны государства.
5. Продажа зеленых сертификатов за счет будущей продажи электроэнергии как способ кредитования генератора со стороны потребителей на стадии строительства объекта.
6. Выкуп сертификатов со стороны заинтересованных фондов. Например, региональная администрация штата Нью-Мехико в марте 2006 г. объявила компенсационную программу покупки “зеленых” сертификатов у домовладельцев, внедривших малые солнечные фотоэлектрические установки (≤ 10 кВт).

Источники поддержки альтернативной энергетики

Для РФ на данном этапе актуальны первая, вторая и четвертая среди вышеперечисленных целей. Однако возникает вопрос об источниках поддержки энергетики, а, следовательно, и о вариантах возмещения сертификатов.

Существуют следующие схемы:
1. Государство и бюджет участвуют в поддержке генерации на основе ВИЭ напрямую. В этом случае производится доплата за произведенную энергию из вновь созданного фонда содействия, в то время как объем компенсации устанавливает системный оператор. Такая схема активно обсуждается в Минэнерго, причем предполагается использование гибких ставок надбавок в зависимости от источника энергии. Надбавки наряду с компенсацией за технологическое присоединение к сети уже сегодня позволяют рассчитывать на высокую рентабельность проектов и окупаемость в течение 4-6 лет.
2. Администратор торговой системы налагает выплату компенсации на оптовый рынок электроэнергии в целом, увеличивая тариф. Соответственно, при такой системе тот, кто потребляет больше электроэнергии, несет большие расходы по стимулированию альтернативной энергетики.
3. Сертификаты продаются компаниям, на которые государство возложило обязательства по потреблению “зеленой” энергии, в случае невыполнения обязательств применяется штраф. Введение такой системы возможно только после создания эффективно функционирующей схемы сертификации мощностей и возмещения “зеленых сертификатов”, так как необходимо создание биржевой площадки для торговли сертификатами и достаточный объем генерации на основе ВИЭ. Иначе квота потребления “зеленой” электроэнергии в 1-2% будет означать для большинства предприятий лишнюю бумажную волокиту и не принесет реальных результатов.
4. Возможно также добровольное использование сертификатов в рамках принятых на себя бизнесом социальных программ. В российских условиях перспектив у добровольного рынка и маркировки товаров нет, единственный возможный участник такой схемы – представительства и дочерние предприятия иностранных компаний, принявшие на себя схожие добровольные обязательства на других рынках.

Так или иначе, в целях содействия развитию энергетики на основе ВИЭ необходимо создание регулирующего, сертифицирующего и аудиторского органа. Это будет сопровождаться существенными затратами для бюджета, так как необходимо создание региональных представительств, обучение специалистов, создание документации и программного обеспечения. Для содействия этому процессу имеет смысл присоединение к RECS International (Renewable Energy Certificate System), объединяющей такие страны как США, Япония, страны ЕС, Австралия, Турция в целях трансферта отработанных схем. В перспективе возможен выход на международные рынки зеленых сертификатов.

Развитие рынка должно происходить поэтапно:



Участие малого и среднего бизнеса

Основные направления развития ВИЭ в России – биогаз, ветропарки и мини-ГЭС, развитие которых перспективно и децентрализовано в силу технологических особенностей. Генерирующие компании уже сейчас испытывают трудности с исполнений обязательств по инвестиционным проектам, взятым на себя в ходе реформы электроэнергетики, и средств на выполнение проектов в сфере альтернативной, а также малой децентрализованной энергетики у них просто нет. Таким образом, непонятно, кто будет лоббировать крупные проекты, а тем более создание рынка зеленых сертификатов. Кроме всего прочего, маловероятно, что крупная генерация на основе ВЭИ может конкурировать с генерацией на основе газа или угля, несмотря на рост их цены на внутреннем рынке.



Исходя из вышесказанного, необходимо стимулирование развития ВИЭ, в первую очередь, со стороны малого и среднего бизнеса, а также иностранных инвесторов. Для мини-ГЭС (МГЭС), существуют проекты компании “РусГидро”, которая участвует в строительстве 17 МГЭС на Северном Кавказе, в республиках Дагестан, Северная Осетия и Карачаево-Черкесия. Перспективна следующая схема: участие “РусГидро”, государственной компании, в уставном капитале на стадии строительства проекта, для минимизации всякого рода “бюрократических” рисков, с последующей продажей, если будет существовать такая необходимость, этой доли по заранее установленной цене соинвестору. Таким образом, расходы по стимулированию развития опосредованно берет на себя государство.

Возможны и другие схемы взаимодействия: особые экономические зоны для содействия энергетики в субъектах федерации, не входящих в единую энергосистему (а это 70% территории с населением в 15 млн человек); а также в энергодефицитных регионах, льготное кредитование на покупку оборудования (такая схема уже действует в российском автомобилестроении). Эти же методы перспективны и для развития в России генерации тепла и энергии на основе биогаза.

Для других источников, например, ветровой и солнечной генерации, перспективно использование зеленых сертификатов как основания для налоговых вычетов, пропорционально, произведенной или потребленной зеленой энергии (но в любом случае добровольно) или предъявление этих сертификатов АТС, для компенсации со стороны участников рынка.

Суммируя выше сказанное можно выделить следующие принципы развития альтернативной энергетики в России:
• на данном этапе система зеленых сертификатов должна быть добровольной
• в настоящее время нет необходимости в создании рынка зеленых сертификатов, то есть использования сертификатов как биржевого товара
• система стимулирования должна быть максимально гибкой, со своими методами для каждой из отраслей альтернативной энергетики
• развитие альтернативной энергетики должно базироваться на малом и среднем бизнесе
• среди основных стимулов на первом этапе развития ВИЭ в России должны быть налоговые вычеты и льготное кредитование, а также надбавки к цене оптового рынка

Использованы материалы Агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетики и «Механизм «зеленых» сертификатов возобновляемой энергии и возможности его использования в России» Копылова А.Е. и Зерчаниновой И.Л

Альтернативная энергия, экология, энергосбережение, тарифы, генерация, зелёные серттификаты

Артем Чуриков

 
 
Добавление комментариев временно отключено!