ЭКОТОК Альтернативная энергетика ветряки солнечные батареи тепловые насосы электромобили биотопливо энергосбережение  спецтехника автомобили строительство выставки eco technology
 
 

Система поддержки возобновляемой энергетики


Альтернативная энергия, экология, энергосбережение, тарифы, генерация

Принятые 5 февраля 2010 г. Правительством РФ поправки к ПП № 426 “О квалификации генерирующего объекта на основе возобновляемых источников энергии” вызвали неоднозначную реакцию участников рынка. В частности, поправки предполагают, что только генератор, включенный в Генеральную схему, может быть квалифицирован и иметь право на получение надбавок к цене оптового рынка.

Напомним, что в принятую в 2006 г. “Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года” включены только 2 электростанции, функционирующие на основе ВИЭ – Мезенская ПЭС в Архангельской области и Тугурская ПЭС в Хабаровском крае, проектируемые “РусГидро”.

В связи со снижением объема энергопотребления и принятием программы повышения энергоэффективности российской экономики, сегодня ведется разработка скорректированной Генсхемы. По словам генерального директора АПБЭ, Игоря Кожуховского, в новой Генсхеме доля электроэнергии, произведенной с использованием ВИЭ, будет существенно увеличена по сравнению как с существующей Генеральной схемой, так и с целевыми показателями, установленными Правительством РФ.

Заинтересованность властей в развитии возобновляемой энергетики не отменяет административных барьеров, которые создаются с принятием поправок к ПП № 426 от 3 июня 2008 г. “О квалификации генерирующего объекта на основе возобновляемых источников энергии”. Также озабоченность участников рынка вызывает срыв сроков появления проектов законодательных актов, предусмотренных ПП № 1166-р от 16 августа 2009 г.

Свою оценку сложившейся ситуации дал один из ведущих экспертов в области законодательства в сфере возобновляемой энергетики, вице-президент Российской ассоциации ветроиндустрии Анатолий Копылов.


AEnergy.ru: Для каких целей, на Ваш взгляд, меняются правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ?

А.Е.Копылов: Мне сложно отвечать за Минэнерго РФ, но они давно хотели поменять постановление о квалификации. Формальным основанием для принятия такого решения могло быть условие, зафиксированное в Федеральном законе от 04.11.2007 № 250-ФЗ, что правительство должно установить “…правила, критерии и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ, как соответствующего целевым показателям, установленным в соответствии с основными направлениями государственной политики …”.

То есть формально Минэнерго должно было бы проверять “соответствует ли данный конкретный генератор целевым показателям государственной политики”. Можно сказать, что госполитика уже была сформулирована в Распоряжении правительства от 08.01.09 № 1-р “Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года”, которое установило, в частности, цели по доле ВИЭ в балансе на 2010 г. – 1,5%а; 2015 г. – 2,5% и в 2020 г. – 4,5%.

В постановлении правительства от 5 февраля 2010 г. N 58 речь идет о “схеме размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации”. Судя по названию, это не уже принятая в 2006 г. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, а другая, самостоятельная схема, которая должна быть разработана и утверждена Министерством энергетики.

Проблема также состоит в том, что правительство ничего не сказало, как и на основе каких технологий приведенные выше цифры будут достигаться. Также понятно, что целевые показатели 2010 г. достигнуты не будут, и никакого прироста в половину процентного пункта государство с момента принятия закона и упомянутого распоряжения правительства не получит. Также непонятно, каким образом будут сопоставляться объявленные планы неких инвесторов на ввод объектов генерации на основе ВИЭ в, например, 2013 г. с показателем 2,5%, но на 2015 г. Ведь другого документа правительства или Минэнерго РФ, детализирующего эти планы и их целевые показатели по технологиям и срокам нет.

А что произойдет, если генератор приходит в Минэнерго, а ему объявляют, что на основании уже принятых плановых заявок других инвесторов на соответствующие годы указанные целевые показатели “достигнуты” (в кавычках это утверждение потому, что только по факту можно будет действительно установить, соответствуют ли эти генераторы целевым показателям или нет). Этот инвестор уходит, а другие, заявки которых были приняты, передумали и ничего не ввели. Первого уже никто не догонит, не переуговорит… Да и ответственности за невыполнение объявленных планов никакой не может быть.

По-видимому, Минэнерго хочет “лучше” контролировать процесс регистрации и квалификации генераторов, привязывая их к схеме размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе ВИЭ, которую должно будет разработать и “вести” министерство. Пока этой программы нет, насколько мне известно, нет и поручений по ее разработке, непонятно, как она будет разрабатываться и кем, на основе какой методологии. Поэтому пока Минэнерго нечего утверждать и, следовательно, раз нет утвержденной схемы, то никакой квалификации проводиться не может.

С моей точки зрения, министерство выбрало для решения задачи контроля соответствия вводимых мощностей генерации целевым показателям не самый эффективный способ, который, к тому же не может гарантировать достижения этих целевых показателей.

Известны два базовых способа стимулирования использования ВИЭ в стране. Либо вы фиксируете экономические условия ее производства, и тогда объемы складываются в зависимости от уровня стимулирования и сроков. Либо вы фиксируете объемы производства энергии, и тогда “цена” ее производства будет результатом действия рыночных условий. В российской системе стимулирования производства энергии на основе ВИЭ, принятой в рамках федерального закона от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ, принята схема фиксации экономических условий производства такой энергии в виде фиксированных надбавок к рыночной цене энергии. Поэтому одновременное установление объемов производства и условий производства какого-либо продукта есть ни что иное как “Госплан” с уже известным и проверенным на практике результатом.

Очевидно, что ни один из генерирующих объектов не сможет воспользоваться мерами поддержки, пока он не появится на упоминавшейся схеме размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников. Мне известно, что в настоящее время обсуждается идея начала процедуры выпуска сертификатов возобновляемой энергии для отработки системы и ее запуска в дальнейшем. Понятно, что никакого запуска не будет, т.к. нет схемы размещения генерирующих объектов электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации, следовательно, нет ее утверждения Министерством энергетики Российской Федерации. Следовательно, все останавливается! Поэтому объективно это решение идет во вред политике поддержки государством развития энергетики на основе ВИЭ.

AEnergy.ru: Не создаст ли принятие поправок к ПП № 426 дополнительных административных барьеров для генераторов на основе ВИЭ?

А.Е.Копылов: Новые решения сделают процедуру квалификации более сложной и затратной для генераторов. И хотя изначально Минэнерго РФ, скорее всего, имело в виду задачу эффективного прогнозирования и управления процессом достижения целевых показателей, на практике этого ничего не будет. Для малых генераторов процедура квалификации станет просто неосуществимой, т.к. никаких оговорок о малой генерации ВИЭ нет, и они будут вынуждены проходить ту же процедуру, что и крупные компании и объекты отрасли.

AEnergy.ru: В какие сроки, на Ваш взгляд, могут быть окончательно утверждены размеры и сроки действия надбавок?

А.Е.Копылов: Никакого представления ни у кого нет. Минэнерго уже пропустило два установленных срока по подготовке этого и некоторых других подзаконных актов. Просит еще раз перенести срок. Ясно, что пока не будет надбавок, не будет никакого прогресса по ВИЭ в России. И ничего кроме сожаления и раздражения это уже не вызывает.

Артем Чуриков

 
 
Добавление комментариев временно отключено!